Виды йоги



Хатха йога


Если вы сталкиваетесь со словом йога, то процентов на 80 имеется в виду именно хатха йога. Хатха йога — это один из видов йоги, который использует возможность нашего тела пребывать в тех или иных статических положениях, или позах. Позы могут быть простыми или замысловатыми, они удерживаются какое-то количество времени, после чего, одна поза сменяет другую в известной вам или преподавателю последовательности.
Главное в выполнении поз хатха йоги – состояние внутренней гармонии. Вы должны погрузиться в ощущения, в ощущения той позы, которую вы делаете, вы как бы черпаете, наливаете в свое тело эликсир жизни, силы, бодрости. При этом Вам должно быть абсолютно все равно — как вы выглядите. Не обращайте внимания на окружающих, никогда не работайте на публику, иначе вы будете больше концентрироваться на людях, чем на внутренней гармонии. Помните, занимаясь йогой, мы работаем прежде всего на себя.
Теперь подходим непосредственно к самим упражнениям. Что это за упражнения, как их надо делать? Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, очень хорошо хотя бы на одну-две минуты спокойно сесть, выпрямить спину, шею, голову, постараться максимально расслабить мышцы тела и мышцы лица. Расслабляя лицо, мы воздействуем на психические процессы внутри нас. После попробуем отпустить ситуацию, забыть хотя бы на время обо всех наших проблемах. Считается, что если мы отпускаем ситуацию, то Вселенная начинает делать свою часть работы, той работы, которую должны были сделать мы. Понятно — что бы мы ни делали, зависит в первую очередь от нас, но также и от сопутствующих, благоприятствующих факторов, которые от нас никак не зависят. Любая мысль материальна, и она продолжает оказывать воздействие, скачущие мысли не дают Вселенной провернуть логическое колесо. Чтобы все само собой сложилось, мы блокируем этот процесс.
Сколько всего существует поз в хатха йоге?
Строго говоря, столько сколько возможно положений человеческого тела, столько же есть и поз в хатха йоге, то есть бесконечное число. Однако мудрость йоги заключается в том, чтобы не перебирать все положения, которые только может принять наше тело, а использовать достаточно маленькое количество поз. В разных трактатах, в разных книгах называют разное число положений, порядка 80 поз, которые называются асанами. В дальнейшем, если мы вдруг начинаем чувствовать, что наше тело просит какой-то другой позы, которой не было в тех позах, которые мы изучили, мы делаем ее.
Сколько надо делать упражнений за один подход? Бытует такая точка зрения, что чем больше я успею сделать, тем лучше. Это в корне неправильная точка зрения. В йоге главное не ЧТО вы делаете, а КАК вы делаете. Не СКОЛЬКО вы делаете, а НАСКОЛЬКО ГЛУБОКО ВЫ ПРОНИКЛИСЬ тем, что вы делаете. Поэтому с формальной точки зрения, одно упражнение, которое вы сделаете за день, может считаться полноправным занятием йогой. Тем не менее, опыт и практика показывают, что таких упражнений для начинающих должно быть не меньше семи. Посчитаете нужным сделать больше, делайте больше. Посчитаете нужным сделать меньше, сделайте меньше.
Какие позы и в какой последовательности необходимо выполнять на занятии?
Сначала мы изучаем все возможные позы, которые только есть, а затем начинаем их комбинировать в группы, непосредственно помогающие нам самим достигать того или иного эффекта. Отслеживаем действие от одной позы, а также действие от последовательности поз. Бывает так, что делаешь одну позу, вторую, третью, и на выходе получается какой-то эффект, потом немножко меняешь эту последовательность и эффект получается несколько другой. Йога призывает нас доверять самим себе и отслеживать действие, которое мы получаем, отслеживая это действие, использовать его в своих целях.
Как часто надо менять эти упражнения?
Бытует не совсем правильная точка зрения, что упражнения следует менять каждый день. Это нерационально, особенно для тех, кто только начинает заниматься. Вы не успеваете прочувствовать одни упражнения, как перескакиваете на другие. Поэтому считается, что надо выбрать некую группу упражнений и не менять их в течение недели. А на следующей неделе – изменить одну из группы или все.
Сколько надо делать подходов одного и того же упражнения во время занятия?
Йога говорит, что это целиком и полностью зависит от того, как вам приятно и удобно. Если упражнение сложное, то лучше разбивать его на небольшие по времени выполнения подходы и набрать время выполнения в сумме. Если же вам более или менее приятно находиться в позе, то можно за один раз набрать все время выполнения.
Существует два способа выполнения любого упражнения. Это так называемый метод Энергии и метод Сознания.
Метод Энергии заключается в том, чтобы целиком и полностью довериться своим ощущениям и стараться выжать максимум наслаждения из своего тела. Примерно так же, как мы утром потягиваемся и зеваем, мы как бы выжимаем из себя наслаждение. Минимум заставлять себя, максимум следовать по тому пути, который показывают нам наши внутренние ощущения. Мы приблизительно принимаем ту позу, которую хотим сделать, и отдаемся на волю Вселенной или своим ощущениям, которые сами нам подсказывают, как нам плавно и мягко согнуться-прогнуться, наклониться или скрутиться.
Прямо противоположный метод — метод Сознания или отцовский метод. Выполняя асаны этим методом, мы начинаем сами себя преодолевать, прилагаем усилия. Но это усилие, а не насилие. Вы должны понимать разницу между усилием и насилием. На заднем плане при этом вы должны ощущать радость от преодоления самого себя. Вот я себя сгибаю, и я радуюсь, какой я хороший йог. Мое тело не слушалось меня, а я его заставляю слушаться. После выхода из позы тело радуется, что его хорошо прогнули, именно так метод сознания отличается от метода Энергии: мы заставляем себя, мы активно выполняем позу.
Все известные школы Хатха йоги, которые только существуют, склонны идти либо методом Энергии, либо методом Сознания в зависимости от предыстории школы, или же там используют какой-либо из этих методов в большей степени. В любом случае в йоге призывают к следующему: нужно научиться делать упражнения как методом Энергии, так и методом Сознания, и, что самое важное, научиться их комбинировать, причем, в течение выполнения одного упражнения. Начинаем методом Энергии, переходим к методу Сознания, потом, после какого-то момента, начинаем их сознательно растягивать. Но в любом случае, идем ли мы методом Сознания, или методом Энергии, мы должны испытывать радость либо от выполнения упражнения, либо от преодоления себя. Если радости на заднем плане нет, это значит, что мы занимаемся не йогой, а чем-то иным.
Если вы будете выполнять упражнения только через усилие, вы очень скоро начнете утомляться. Причем утомляться даже не физически, а психически. Каждое усилие, когда мы заставляем себя, тоже требует энергии. Постоянно себя держать в таком напряженном состоянии, как натянутая стрела, нецелесообразно. Очень быстро начинает наблюдаться психическая усталость, и, как правило, люди бросают заниматься йогой.
Обратная ситуация, когда мы только позволяем себе, максимально расслабленно выполняя позу йоги. Это также в долгосрочной перспективе неразумно — тело начинает лениться и нам все труднее будет его заставить что-либо сделать. Только когда мы меняем эти подходы, появляется максимальная польза от хатха йоги.
Чем следует завершать упражнения йоги?
В конце занятий йоги всегда делается поза отдыха. Эта поза на санскрите называется Шавасана. Название переводится несколько устрашающе — поза трупа, поза умершего йогина. В названии этой позы содержится указание того, как надо выполнять эту позу: ты должен лежать, как если бы ты умер. Степень полного невовлечения в свое тело должна быть максимальна. Мастерство йогина определяется вовсе не по тому, насколько он может скрутиться в ту или иную позу. Показателем мастерства в йоге является именно Шавасана. Дело в том, что расслабиться без навыка чрезвычайно тяжело. Требуется по-настоящему большое мастерство в управлении своим телом, чтобы даже просто подойти к уровню вытаскивания себя из него (как если бы человек умер и бросил свое тело). Чтобы это осуществить, приходится пользоваться кое-какими хитростями. Поза шавасана выполняется на спине. Сначала надо постараться расслабить свои руки и свои ноги, затем туловище, затем приступать к расслаблению мышц своего лица. Но, как учит нас медицина, есть настолько глубинные мышцы, что требуется очень проникновенное воздействие, чтобы импульс расслабления дошел до этих глубинных структур. Этот импульс дойдет, если вы устраните из головы все мысли, а затем и ощущения. Сделать это очень тяжело. Нам на помощь приходят манипуляции с дыханием. Мы начинаем замедлять вдохи и выдохи, тем самым мы не даем возникнуть мыслям в нашей голове. Постепенно замедляя дыхание, мы все больше и больше подходим к состоянию, когда мысли не возникают в голове, после этого состояния еще более глубинный пласт наших мышц начинает расслабляться. В результате йогин может ввести себя в состояние анабиоза. Это полное владение своим телом, полное владение всеми жизненными процессами.
 Понятно, что для людей, которые только начинают заниматься йогой, степень такого расслабления недостижима. Требуются долгие часы упражнений, чтобы его достичь, этого и не надо. Даже относительно небольшое погружение в такое расслабленное состояние дает отдых иной раз более глубинный, нежели несколько часов сна.
Крайне неуместно резко выходить из шавасаны, надо плавно прийти в себя, как бы, вернуться в свое тело, какое-то время полежать, потянуться, зевнуть и потом, никуда не спеша, аккуратно сесть и продолжать приходить в себя.
Самое трудное для человека – это начать заниматься йогой, взять и сказать себе: «Волеизъявляю изменить жизнь к лучшему!» Для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, желательно воспользоваться инструментом, проверенным тысячелетиями – хатха йогой.

(Подробнее о Хатха йоге можно узнать на сайте Международного Открытого Йога Университета)

Крия йога


Крия  йога – это вид йоги, основу которой составляют динамические упражнения (крии). Слово «крия» имеет несколько значений: «делание», «очистительная процедура»,  «делать», «исправить неправильно сделанное». По всей видимости, слова «крия» и «карма» имеют общий корень на санскрите. Слово «карма» имеет значение уже сделанного и то, что приносит результат, а слово «крия» есть процесс делания кармы, а также её устранения.
Самим устройством нашего тела заложено то, что в день мы должны делать определенное количество движений. Однако современная жизнь, проходящая в сидячем положении за компьютером, не позволяет нам этого. Наше тело перестает работать, это приводит к болезням, депрессии, чёрной меланхолии. Крия йога — прекрасное средство компенсировать движения, которые мы не сделали в течение дня.
Тем не менее, не следует воспринимать крия йогу исключительно как средство компенсации недостатка движений. Как и все другие виды йоги, крия йога также приводит к  познанию нашего высшего Я. Кроме того, крия, как и другие виды йоги, прошла через горнила тантра йоги, поэтому она является одним из методов кундалини йоги (способ управления энергией кундалини человека).
Механизм действия крия йоги объясняется аксиоматическими положениями о том, что у нас есть высшее Я, считающее себя своим телом. Через  тело мы проявляем свои сознание и энергию, которые с чем-то отождествлены. Крия йога – это метод разотождествления с тем, чем человек не является.

Каким образом происходит процесс разотождествления? Для этого надо сначала определить, чем мы являемся на физическом уровне. Самый простой способ – всё потрогать, покрутить, повертеть. Если мы начинаем «крутить и вертеть», то раскрывается внутренний горизонт наших ощущений. Таким образом,  движение будет первым шагом, который приводит к крия йоге. Движения, представленные в рассматриваемом виде йоги, являются наиболее востребованными для нашего тела. Набор из этого минимального числа движений называется кругами крии или чакра криями.
Выполняя заложенные в нас движения, мы волей-неволей начинаем исправлять его. Однако данный эффект — не конечная цель крия йоги, это побочный эффект более глубинного действия, которое называется самопознанием.
Совершая движения крий, вы вдруг начинаете замечать, что существует внутренний резонанс их выполнения и если вы попали в этот резонанс, случается чудо – вы начинаете забывать про своё физическое тело. Как это происходит? Это глубинная гармония выполнения, когда вы делаете упражнения, и хочется продолжать двигаться, тело как в танце переходит от одной крии к другой. Вы забываете про время и на какой-то момент забываете про физическое тело.
Природа этого резонанса очень важна, так как она указывает на сопряжение тел: грубого, тонкого и тончайшего. Если вы попали в резонанс, то вам удаётся выйти на тонкий уровень. Достичь этого резонанса можно, только если есть гармония. Боль или неприятные ощущения при выполнении крия йоги с гармонией не имеют ничего общего, поэтому во всех трактатах по крия йоге сказано, что если есть боль, то нет крии. Это типичная ловушка для начинающих. Они считают, что чем сильнее они будут махать руками и ногами, тем лучше. На самом деле, всё это имеет косвенное отношение, движения нужны для того, чтобы поймать гармонию.

После того, как мы нашли свой ритм и научились забывать про тело, наступает следующая стадия: погружение в свои мысли и чувства. Начинают всплывать те мысли или ситуации, которые в первую очередь могут быть сопряжены с какими-то трудностями, проблемами, неприятными состояниями.
Человек делает крия йогу, а на умственном уровне разворачивается целая жизнь: семейные проблемы, склоки, неприятности на работе, как во сне красочная картина, наполненная эмоциями. В других обстоятельствах человек начал бы вести себя неадекватно, а тут спасительное действие оказывает физическая крия. Она держит человека, как ребёнка в люльке, не даёт ему выпрыгнуть. Человек вспомнил, как кто-то его вчера оскорбил, если бы в обычном состоянии он об этом вспомнил, то схватился бы за телефон, наговорил бы гадостей обидчику, но исполняя крию, он не может этого сделать, движения держат его, как в колыбельке.
Мы разрушаем границу между физическим и тонким, между эмоцией и сжатыми кулаками, когда мы готовы совершить непоправимое действие. В этой связке проявляется закон кармы, когда любая ситуация на физическом уровне провоцируют эмоции, а эмоции провоцируют физическую реакцию. Это происходит молниеносно и бесконтрольно. Крия йога позволяет все контролировать, помогает расцепить грубое с тонким. Всплывают те же эмоции, а тело говорит: подожди, потом. Так происходит один раз, другой, и, постепенно эта цепочка слабеет, затем она всё больше поддаётся контролю.
На уровне тонкого тела идут те же процессы: вам приходят мысли, иногда обычные, иногда совсем странные, иногда чудесные и захватывающие. В первую очередь проявляются воспоминания грубых органов, затем что-то тонкое, неуловимое, что и словами не выразишь, и как следствие, человек постигает как сделано тонкое тело, чакры, каналы нади. Со временем, когда выполнение крии доходит до автоматизма, в одном и том же участке тела возникает теплота, затем нервное возбуждение, затем очень тонкое возбуждение, это состояние описать словами  невозможно. Оно может приобретать разные оттенки, иногда приятные, иногда не очень, поглощенные тем или иным центром. Как утверждает крия йога, рано или поздно возникает способность видеть тонкое тело,   ощущать каналы и центры, настолько ясно, что можно их зарисовывать.
Цель крия йоги – научиться расцеплять мысль с эмоцией, а затем управлять эмоцией. Вас, как в колее, держат движения и ограничение по времени. Физическая занятость приводит к ровному отношению к мыслям, они пытаются вызвать эмоцию, а вы к ней безразличны: пришла – ушла. Вы перестаёте направлять на неё энергию и сознание, мысль ничем не подпитывается. Разотождествление с эмоциями является гарантией того, что наступит состояние, когда вы ощутите приближение негативной мысли, и уже сможете  не продумывать её, не вовлекаться, а развернуть мысль  в сторону. В крия йоге физические движения начинают перетирать в пыль эмоциональные составляющие мысли, которые пытаются захватить всю энергию, включая физический уровень.
Как сказано в трактатах — крия йога перемалывает нашу негативную карму, как жернова зерно.
После того, как вы поставите под контроль свои мысли и эмоции, до определённой степени сможете контролировать разум, вы выйдете на новый уровень — уровень причинного тела, где можно применять метод «здесь и сейчас» — это состояние крайней ясности без мыслей, когда включается высшая интуиция, которая не думая, знает.  Состояние «здесь и сейчас» называется саттва – ясность, высочайшее состояние. Находясь в этом состоянии можно извлечь избирательно ту или иную мысль, чтобы проявиться в своём разуме,  чтобы она заполнила весь разум, это состояние называется – самадхи с объектом, последняя ступень Йога сутр Патанджали.
Cпособность отключать разум в крия йоге идёт с последующим сокращением мыслеформ, а иногда, как выключение-включение света — мысль и затем, мы её убрали.
Разотождествляясь с причинным уровнем, возникает возможность извлечь энергию и сознание из причинного тела, а чтобы это сделать, надо их перенаправить куда-либо. Направление — наше высшее Я. Приходит понимание, что высшее Я есть, и только после этого вы понимаете, почему есть аксиома «у каждого из нас есть своё высшее Я».
Ещё один важный момент —  наше высшее Я, которое по ошибке считает себя своими проявлениями,  на самом деле находится в состоянии Сат Чит Ананды — это основа существования, основа сознания, основа блаженства, счастья, радости. Разотождествляясь с тем, чем вы не являетесь, вы приближаетесь к своей сути и к состоянию высшего счастья, которое заложено в нас изнутри.
Крия йога и есть та система, которая позволяет высвобождать энергию и сознание – прану, что мы воспринимаем как высшую эйфорию. Сначала мы выжимаем из физических структур их максимум. Выходим на другой уровень, отрабатывем мысли, эмоции. Выходим на причинный уровень, на состояние “здесь и сейчас”. Люди, которые живут “здесь и сейчас” на уровне причинного тела, безмятежны как океан, радостны, приближены к своей сути — к состоянию высшего счастья.
Подробнее о Хатха йоге можно узнать на сайте Международного Открытого Йога Университета 

Мантра йога


Наука Мантра йоги – одна из самых сложных в обосновании. Гораздо легче обосновать, как действует Хатха йога, Пранаяма йога, Крия йога и очень трудно, если не сказать невозможно, объяснить действие мантр. Сложность обоснования заключается в том, что действие мантр основано на самых глубинных принципах построения Вселенной.
Когда человек говорит и когда он молчит состояние и восприятие его разума меняется. Более того, меняется характер познавательной деятельности. Когда человек говорит, перестраиваются его энергетические потоки, и если говорить достаточно долго, человек чувствует усталость, как после физической работы. Более того, когда человек начинает говорить, многие вещи в его разуме начинают осознаваться более ясно и более четко. Если мы сталкиваемся с каким-либо сложным явлением, которое мы не можем понять, мы начинаем повторять те или иные постулаты, объясняющие это явление. Через некоторое время такого повторения или «зубрежки» до нас начинает «доходить» смысл.
Между способностью к членораздельной речи и способностью мыслить прослеживается четкая связь, то есть, принцип раскрытия речи и принцип раскрытия разума следуют друг за другом. Объяснение данному феномену мы находим йогических текстах. Согласно устройству человеческого тела с позиции йоги центр, который проявляется через голос и отвечает за членораздельную речь, находится в основании нашей шеи и называется Вишудха. Следующий за ним, интеллектуальный центр — Аджна, расположен между наших бровей. Вся эволюция человека идет развитием центров снизу вверх. И как только развился голосовой центр, он начинает косвенно подталкивать к развитию и интеллектуальный центр. Именно поэтому развитие разума нужно начинать с развития речи.
В повседневной жизни мы с вами общаемся при помощи слов, но есть особые слова – мантры. В мантрах комбинация звуков подобрана таким удивительным образом, что эффект от их произнесения оказываем сильное воздействие на наш разум, тело и тонкие структуры.
Воздействие практики мантр на человека проявляется в следующем:
1. Форсированно развивается разум.
2. Человек, который практикует мантра йогу, очень быстро развивает концентрацию сознания. Иногда нам очень трудно сосредоточить на чем-то свое внимание, и мы даже не знаем, что требуется сделать, чтобы удерживать его. Люди, которые практикуют мантры, легче удерживают свое внимание на объекте.

3. Люди, практикующие мантры, в меньшей степени подвержены стрессам. Обычно наша жизнь полна беспокойств, каждая мысль нас захватывает, выделяется большое количество адреналина и нас начинает физически трясти. Человек, который повторяет мантры, окутывает свой разум, словно мягким одеялом, от шероховатостей внешнего мира, выстраивает амортизатор между разумом и миром, а это в значительной степени смягчает проникновение тревожащих импульсов внутрь. Человек становится более спокойным.
4. Человек, практикующий Мантра йогу, получает красивый благозвучный голос.
5. Мантры помогают избавиться от кармических загрязнений и обрести здоровье.
6. Человек, который занимается Мантра йогой, обретает больше жизненной силы (праны).
7. Мантра йога развивает способности, которые позже превращаются в сверхспособности. Как ни странно, работая со своим голосом, мы раскрываем и другие способности нашего тела, которые в дальнейшем доходят до такой степени утончения, что уже не подходят под обычное определение способностей.
8. Практика мантр со временем может научить управлять разумом других людей. Если вы практикуете определенные мантры, вы можете настроить на нужную волну разум других людей. Это очень ценное качество, например, если вы руководитель большого предприятия, а все ваши подчиненные готовы разбежаться в разные стороны и заниматься чем угодно, только не делом вашей фирмы. И выживают те фирмы, где есть начальник, который в состоянии все это контролировать.
9. Мантра йога развивает интуицию. У нас есть наш обычный разум, он анализирует события и выдает результат, как нам иногда кажется, не думая. В каждом из нас заложена эта способность и каждый из нас может ее раскрыть благодаря методам мантра йоги.
10. И, наконец, самое таинственное. Человек, который практикует мантра йогу, начинает все в большей и большей степени приближаться к познанию своего «Я.
Самое первое, с чего вы должны начинать практику мантра йоги – выработать новое отношение к словам и речи: размышлять над сказанным, отслеживать состояния от того, говорили ли вы много, мало, с какой эмоциональной окраской, как работает ваш разум, как работает тело, какое у вас состояние. В речи важны все составляющие: что было сказано по информационной наполненности и как было сказано по эмоциональной составляющей.
Во-вторых, не надо ждать особого случая. Начните практиковать упражнения голосом с завтрашнего дня. Многие люди не практикуют мантру, потому что ждут, когда придет настоящий учитель и посвятит их в волшебную мантру, исполняющую все желания. Реальность же гораздо прозаичнее. Прежде, чем получить от Учителя эликсир знания, ученик должен сначала приготовить сосуд. Просто так в пустоту, никто не будет этот эликсир выливать. Также и человек, который над собой не поработал, но уже претендует на то, чтобы ему дали суперсильную магическую мантру, не встретит понимания со стороны Учителей. Поэтому какие-то шаги требуется сделать самостоятельно, начать с практики самых общих мантр или оздоровительных.
В качестве подготовки к практике мантр предлагаем простое упражнение. Вначале попробуйте петь звук А, затем звук О, потом У, потом М. Потом все эти звуки соединить в единую мантру АОУМ, или знаменитый йоговский ОМ. Иногда его называют «сладкий ОМ».
На первых этапах практики петь мантры следует так громко, как только можно, не беспокоя при этом окружающих. В дальнейшем можно переходить к иным способам.
Существуют три способа практики мантр: громко, едва слышно, умственно.
Громкое повторение оказывает сильное воздействие. Повторение едва слышно в десять раз сильнее воздействия, чем громкое. Повторение умственно в десять раз сильнее, чем едва слышное повторение. Для того, чтобы повторять мантру умственно, нужно обладать кристальной степенью концентрации и ясностью разума. Начинающий йогин просто не в состоянии добиться требуемого сосредоточения. Он повторяет умственно, а на заднем плане бегают другие мысли и такой вариант по степени концентрации на мантре оказывается намного слабее, чем практика в полный голос, когда сил не хватит на посторонние мысли. Будьте реалистами, мы пока еще не дошли до той степени концентрации, когда в голове нет ни одной мысли, кроме мысли определенной мантры, поэтому практику следует выстроить от грубого к тонкому.
Существуют несколько классификаций мантр: мантры Энергии, мантры Сознания, мантры Имен.
Главное в мантрах Сознания – это смысл. В мантрах Энергии — звук, который вы произносите. И есть самые могущественные мантры – мантры Имени. В них в равной степени присутствуют энергия и сознание, поэтому в них до известной степени можно коверкать произношение и не до конца понимать смысл, но получать результат, что делает эти мантры широко распространенными.

Также мантры делятся на мантры: духовные, материальные (меркантильные или мирские) и мантры смешанные.
Материальные мантры, в первую очередь, решают ваши материальные проблемы. Есть другие мантры, они целиком духовные. То есть, практикуя их, человек получает, в первую очередь, духовные прозрения. Наконец, есть третья группа мантр, которая через материальное дает понять Высшее.
Есть мантры прямого действия и мантры с «защитой от дурака». Мантры прямого действия широкой публике неизвестны. Они действуют вне зависимости от того, какой вы получите результат, который может быть весьма разрушительным, осознаете ли вы последствия их применения или нет. Само существование этих мантр предполагает, что никто не будет их использовать. Но и без них нельзя. Существует миф, что майя, или дурная карма, вывернется и начнет творить непотребства, и эти непотребства надо будет как-то устранять, останавливать. И вот для этого, одного из четырехсот миллиардов случаев, и нужны эти мантры.
Поэтому по всему миру распространены мантры с «защитой от дурака». Они дают все, что надо среднестатистическому человеку для его духовного развития и для счастливой жизни.
Человек сам для себя выбирает мантру, с которой будет работать.
Для начала можно использовать смешанные мантры (состоит из элементов мантр Энергии, мантр Сознания и мантр Имени), в частности Гаятри мантру.
В дальнейшем, когда вы поймете необходимость в применении мантр, выберете нужную мантру и начинаете над ней работать, пробуждать ее, практиковать и решать свои личные проблемы, будь то материальные, духовные или смешанные.
Мантра йога — самая позитивная наука, одна из самых безопасных в этом смысле наук. Если вы не можете сделать какие-либо физические упражнения, вы можете заменить свою практику занятием Мантра йогой, чтобы не было перерыва в вашей каждодневной практике.
В практике мантр можно использовать четки, которые играют вспомогательную роль. К примеру, вы решили прочитать 108 раз мантру Гаятри. Сосредоточились на мантре и забыли, сколько раз уже прочитали. Чтобы не отвлекаться на подсчитывание, можно перебирать четки. На начальном этапе практики мантра йоги использовать четки очень полезно, потому что в дальнейшем вам стоит только взять в руки четки, как вы сможете достаточно быстро настроится на практику.
Начните практиковать с 15 минут в день, постепенно наращивая время. Практиковать мантра йогу крайне желательно каждый день. Но такая возможность есть не у всех, поэтому попробуйте найти время хотя бы не реже двух раз в неделю.
Следующий важный момент – храните свою практику в тайне. Это общее положение в йоге. Если хотите быстро достигнуть результата, то не посвящайте в свои дела всех тех, кто не имеет отношения к процессу. Когда достигнете какого-либо результата, тогда можете рассказать о своей практике другим. Разглашение подробностей личной практики волей или неволей создает трудности на вашем пути. Если вас увидели за занятием мантра йогой, найдите уклончивый ответ: голос тренирую. Врать не надо, но и разглашать практику тоже не стоит.
Крайне желательно перед практикой работы с голосом принять водные процедуры. Это может быть ванна, душ, растирание влажным полотенцем. Они не является абсолютно необходимыми, то есть, если нет возможности принять душ, то не надо. Однако если есть возможность – не пренебрегайте ею.
На начальной стадии практика мантра йога приравнивается к аскетизму. Не удивляйтесь, что сначала вы будете очень сильно уставать. Этому есть вполне простое объяснение. Каждый раз, когда вы раскрываете рот, вы волеизъявляете и ваше волеизъявление заставляет «внутренние шестеренки» крутиться. А так как они не смазанные, ржавые, занесены слоем ила и песка, требуется колоссальное усилие, чтобы их провернуть.
Практику мантра йоги не следует совершать, если вы очень голодны или вы только что плотно покушали. Если вы плотно покушали, дайте организму усвоить пищу. Если вы голодны, перекусите что-нибудь легкое, что не отяготит вас.
Также большое значение имеет состояние бхавы, то есть внутреннее отношение к практике. Могут быть сколь угодно благоприятные условия и человека может просто распирать от силы и жизненности, но заставить себя работать в области речи он просто не в состоянии. Если у вас не будет внутреннего настроя на практику, внутреннего волеизъявления с помощью мантра йоги познать самого себя, то бездумное повторение мантр вам ничем не поможет. В этом и сложность этой науки. В практике мантр включается едва уловимый фактор – внутреннее отношение к практике, которое сводится к волеизъявлению.
Мантра йога начинается с того, что осознается могущество этого инструмента. Проблема не в том, что у вас нет нужных для вас мантр. Мантры можно найти. Проблема в том, что вы просто не чувствуете за этим силу. Первая ваша цель в мантра йоге – осознание того, что эта наука реально работает. Это осознание должно происходить не на уровне прочитанных книг или пройденных семинаров, должно быть интуитивное внутреннее доверие. Если оно будет, вы будете волеизъявлять практиковать, то получите результат.

Доверие — очень важный фактор. Самое неприятное, что наш недоверчивый и критичный ум часто убивает практику на корню, поэтому пусть практика откроет вам грандиозность науки мантра йоги вообще. А когда она откроет, тогда уже будете выбирать для себя более утилитарные цели: выбирать мантры с вполне конкретными прогнозируемыми результатами или мантры духовного содержания.
Следующий момент – это эмоциональное отношение к практике. Оно должно быть доверительным. Часто в человеке есть разделение на практикующего и наблюдающего. Это некая ловушка на пути в йоге, ловушка для недостойных, чтобы они не получили результат. Их с одной стороны, притягивают потенциальные сверхспособности и могущества, получаемые этими практиками, а с другой стороны, меняться сами они не желают. Получается некое раздвоение личности: попытка зайти в реку и не быть мокрым. Такое положение полностью блокирует практику йоги. Человек, который был недостоин йоги, начинает метаться, у него не достигается нужная концентрация сознания и это состояние полностью закрывает путь в йоге. При этом человек с открытым видением получает результат.
Другие практики также могут усилить мантра йогу. В первую очередь – это пранаяма йога, которая напитывает нас праной. Прана усиливает изначальное волеизъявление к практике мантра йоги и вам становится легче сконцентрироваться, погрузиться мантру. Часто, занимаясь пранаяма йогой, человек выходит на мантра йогу интуитивно, начинает дышать и со вдохом наблюдает один звук, а с выдохом другой, звуки, как в мантре СО-ХАМ.
Как ни странно, мантра йогу усиливает практика моуны (молчание), когда вы начинаете делать практику совершенно противоположную – перестаете разговаривать. Суть практики заключается в том, что вы на даете ход импульсам произнести какие-либо слова. Вместе с тем, эти импульсы очень близки к импульсу волеизъявления произнесения мантры. Если вы умеете контролировать эти импульсы, волеизъявлять не давать им ход, вы интуитивно начинаете понимать обратное: по полной программе давать им ход.
Крайне полезно практиковать мантру с единомышленниками. Очень помогает непрерывное чтение мантр. Допустим, кто-то один начинает мантру, устает, выходит, отдыхает, а в это время другой подхватывает. И так по кругу, один за другим, происходит непрерывная эстафета мантры, которая длится очень долгое время.
Мантры являются чудесным даром для всех людей. Каждый, независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, может обратиться к живительной силе, сконцентрированной в мантрах. Как солнце, вода и воздух дают жизнь всем существам, так и мантра дарует преображение, счастье и умиротворение.

Подробнее о мантра йоге можно узнать на сайте Международного Открытого Йога Университета

Пранаяма йога


Пранаяма  – это вид йоги, который использует способность человека дышать.  Это слово пришло к нам из санскрита и дословно обозначает «управление энергией (праной) посредством управления своим дыханием». Слово «пранаяма» состоит из двух частей: «прана» — жизненная энергия и «яма» — контроль, управление.
Если прана у человека есть, то он радостен, весел, счастлив, может сопротивляться заболеваниям, может жить в неблагоприятных условиях и не ощущать никаких последствий. Если праны нет, то даже пребывая в теплично — стерильных условиях, человек будет склонен к болезням, проблемам, которые наблюдаются и на уровне физического тела, и на уровне психического тела.
По ряду обстоятельств, на Западе понятие праны приравнивают к понятию Энергии, это неверно, точнее сказать — это часть правды. Прана выше, чем понятие Энергии.
Согласно учению йоги, каждый из нас имеет Атму или Высшее Я, которое является частичкой высшего, запредельного Абсолюта. Наше Я проявляет себя в этом мире через два аспекта — Сознание и Энергию. С помощью сознания мы можем что-либо видеть и воспринимать все, что творится вокруг нас. С помощью энергии мы можем что-либо делать.
Вместе с тем, йога учит, что существует более универсальное проявление нашего Я. Само Я запредельно, где оно и что из себя представляет — мы с вами пока не осознаем, но от этого Я струится ручеек, который позднее и разбивается на две способности: Сознание и Энергию. Этот ручеек,  единый канал и называется праной.

Таким образом, прана — это и Энергия, и Сознание, это наше проявление в мире, это наша жизненность, то, что поддерживает наше существование и  трансформирует его.
Прана отвечает за все: в момент зарождения жизни формирует тело, у зародыша создает органы, а когда рождается ребенок, именно прана заставляет его взрослеть. Если наш организм получил какое-то повреждение, то прана ответственна за устранение заболевания и излечивание ран.  Если мы не можем решить задачу, которая стоит перед нами, стоит набрать достаточное количество праны, как вдруг неразрешимая проблема становится очевидной. Человек начинает видеть множество блестящих, совершенно неожиданных, гениальных идей. Прана идет не только на поддержание нашего физического тела, но и на мыслительный процесс, который является огромным ее потребителем. Иногда, как ни странно, физические заболевания можно корректировать и лечить изменением деятельности разума. Если разум перестает потреблять прану, то ее огромное количество высвобождается и идет на восстановление сил.
Существует еще один способ определить количество праны в человеке: есть люди, к которым все тянутся, с которыми интересно, которые будто светятся, полны сил, жизнерадостны, за какую бы работу не взялись — все у них получается легко и быстро, их моментально замечают и продвигают по службе. Дело в том, что один человек обладает большим количеством праны, а другие нет. И тот человек, который обладает большим количеством праны, доминирует не только на физическом уровне, но и на интеллектуальном. Он полностью реализует свой потенциал: ставит себе цели и реализует их в кратчайшие сроки.
Прана поддерживает наши жизненные силы, поддерживает все дела, которыми мы занимаемся, всех наших родных и близких, которые нас окружают. Если вы сильны и полны праны, то ваши родные и близкие тоже здоровы.  Прана невидимыми лучами проходит сквозь наше тело, распространяется вокруг, идет туда, куда мы направляем свое внимание, более того, то, о чем мы думаем, тоже начинает облекаться праной.

Прана — наше проявление во Вселенной, и мы можем ей управлять, пользоваться ей осмысленно, значит более рационально. Начиная с жизни в теле человека, у нас появляется возможность увеличивать поток праны.
С точки зрения пранаяма йоги разница между человеком, собакой, червячком и инфузорией туфелькой лишь в количестве праны, которым управляет то или иное существо. Собаки и кошки более живучи лишь потому, что значительная часть праны у них идет на поддержание физического тела, а на умственную деятельность остается минимум. Мы же с вами хоть и не такие живучие, как собаки и кошки, но праны у нас больше. Прожив какое-то количество жизней в теле животного, рано или поздно мы получаем тело человека – некая эволюция, которая прослеживается по критерию «количество праны, которое есть в распоряжении у живого существа». И если мы в течение жизни увеличиваем приток нашей праны, то считается, что мы не зря проживаем жизнь, и в следующей жизни мы поднимемся на новый уровень. Если же количество праны за жизнь не изменилось – то будем считать, что человек прожил пустую, несерьезную жизнь.
У разных людей количество праны тоже не одинаково: у кого-то больше, у кого-то меньше. Давайте вновь обратимся к аксиоматике йоги и вспомним, что источник праны — наше Я, которое везде и нигде, и именно из него исходит это проявление. Чем больше преодолено неведение в отношении нас самих, чем ближе мы подходим к осознанию нашего Я, чем больше мы рассеиваем заблуждение от действия Майи — тем большим потоком праны мы можем воспользоваться. Если мы в течение каждой жизни хотя бы немного поднимаемся по лестнице самосознания — тем больше праны мы имеем. Есть справедливость в том, что человек, который больше познал себя, имеет больше праны, начинает доминировать и выстраивать мир вокруг себя таким, какой ему нужен.
Пока вы жили в телах животных, увеличение потока праны происходило плавно, по нарастающей, а начиная с тела человека, количество праны начинает возрастать скачкообразно, именно это называется духовной эволюцией. Как только вы наберете определенное количество праны, йоговские истины для вас станут самоочевидными, логика и сверхлогика перестанут противоречить друг другу, а напротив, будут дополнять друг друга.

Каждую минуту мы тратим некое количество праны на поддержание нашей жизни, потому что внутри организма постоянно проходят какие-то процессы: одни клетки гибнут – их надо выводить, другие клетки рождаются. Есть приток праны, и есть трата праны. Самое плохое — это когда этот баланс нарушается и мы тратим праны больше, чем ее приходит. Здесь не надо думать, что нам дают на жизнь какой-то резервуар, наполненный праной, и если мы его потратим, то умрем. Процесс потребления праны скорее цикличный: нам пришло — мы потратили, и если потратили больше, чем пришло, то возникают дыры и, как результат, болезни, которые разрушают наш организм. Если наступает некий критический уровень болезни, несовместимый с жизнью, то человек умирает.
Если приток праны достаточно большой, то он в состоянии заменить собой все другие потоки энергии, которыми мы пользуемся в своем организме. Если мы идем по дороге пранаяма йоги, то привлекаем все больше и больше праны, и со временем возникает некий ее избыток, который переживается как крайняя форма эйфории.
Избыток праны начинает вести перестройку организма, которая сначала  идет на физическом уровне: токсины выводятся, мы можем испытывать боль, но как ни странно, это менее неприятный момент, чем вторичный момент – перестройка на тонком уровне.
Это очень опасный период,  можно перегреться: привлекается большое количество праны и организм не в состоянии ее пропустить. Это как электросеть: включишь одновременно стиральную машинку, утюг, чайник и электроплиту – пробки выбило!
Ключевое слово в пранаяма йоге — гармония! Гармония необходима в любой йоге, но в пранаяма йоге это гармония, помноженная на гармонию, и еще раз на гармонию — гармония в кубе!
В текстах упоминается минимальный срок перестройка организма — 6 месяцев, но обычно у людей он растягивается годика на 3 — 4, а иногда и на 6 – 9 лет. Старайтесь подходить к вопросам чистки разумно, и если чувствуете, что не справляетесь, интенсивность занятий стоит несколько сбавить.

Другим важным элементом при наборе праны является цикличность: мы получаем прану порциями, которые поступают к нам подобно игре волн на берегу океана. Количество поступающей праны соответствует степени самоосознанности, но существует эффект резонанса: когда малые, но систематические действия могут привести к непропорционально большому эффекту. Вы помните хрестоматийный пример про солдат, идущих по мосту: перед тем, как вступить на мост, они получают команду идти не строем, не в ногу, иначе, мост может войти в резонанс и рухнуть, несмотря на то, что в статике может выдержать нагрузку гораздо большую. По сути дела, пранаяма йога пользуется этим эффектом: вы должны выработать некий алгоритм, основанный на гармонии, и научиться попадать в резонанс, тогда вы резко приблизитесь к источнику праны. К вам прибыла прана, и, если она начинает резонировать, то источник, из которого она к нам поступает, резко увеличивается. Мы начинаем интуитивно догадываться, откуда к нам приходит прана, интуитивно наталкиваемся на наше высшее Я. А если этого не происходит, то вы хоть пять раз дышите через левую или правую ноздрю, хоть по десять раз делайте задержки – это не пранаяма йога, а дыхательные упражнения, возможно даже и полезные.
В пранаяма йоге лишь осторожный и терпеливый человек получает результат, тот, который умеет вовремя остановиться. Главное — осознать и почувствовать внутри себя гармонию праны, почувствовать состояние спокойствия и приподнятости, которое при этом возникает, и в дальнейшем усиливать это состояние.

Подводя итог, следует заметить, что пранаяма – это не механические дыхательные упражнения, ориентированные на усиленную вентиляцию легких, а очень тонкий процесс, направленный на привлечение праны. Причем, сколь бы усердно человек не выполнял пранаяму, проведя предварительно очистительные практики, подготовившись морально, эмоционально и физически, найдя подходящее место для занятий, все будет впустую, если не ухватить во всем гармонию.

(Подробнее о пранаяма йоге можно узнать на сайте Международного Открытого Йога Университета)
Йога сновидений

В чем отличие состояния бодрствования от состояния сна? Что такое сон? Почему нам сняться сны? Что мы видим в снах? Как осознать себя во сне? Как относится к снам? Сколько времени необходимо спать йогу? Какова природа сна? Сколько граней реальности существует?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы в лекции Вадима Запорожцева о Йоге Сновидений


Дхяна Йога –медитация


"Чтобы удержать мысль на одном объекте, мы заставляем наш разум подчиняться воле. И здесь вы можете на себе ощутить следующий эффект. Согласно учению йоги, процесс мышления – крайне затратная вещь. Когда у нас в голове мысли, нам кажется, ну, мысли и мысли. Бог с ними. На самом деле, каждая из них съедает огромное количество энергии. Чтобы удержать одну мысль и не пускать другую, требуется колоссальная нагрузка. Начинает напрягаться тело. Начинает перестраиваться ритм дыхания. Чем больше держишь мысль, тем сильнее она становится. А мы за следующую поменьше хватаемся. Другая мысль растет, и мы уже и ее удержать не можем. 

Процесс мышления, потому что у нас паразитический. Сил нет мысль удержать. Мы напрягаем все свои структуры, наше тело начинает потеть. Это серьезная внутренняя встряска для всего организма. Этот процесс стимулирует внутреннее очищение организма. Если до этого мы мирились с токсинами внутри себя, неочищенными каналами, по которым энергия не могла идти, но нам было и так хорошо, то теперь энергии резко перестало хватать и это стимулирует процесс чистки. Поэтому процесс медитации методом Сознания крайне сильно подстегивает все наше внутреннее сплетение каналов и центров"
                                                                                     (Вадим Опенйога)
Медитация 

Шаткармы
Существует огромное количество очистительных процедур (шаткармы) для нашего тела.
Мы должны следить за чистотой своего физического тела, чтобы поддерживать его в нужной форме. Также существует огромное количество очистительных процедур для наших тонких и причинных тел. Мы с вами занимаемся йогой для того, чтобы очистить все наши структуры: грубые, тонкие и причинные. Остановимся на очистительных процедурах для физического тела. Очищая физическое тело, мы воздействуем и на тонкое и причинное тело. Некоторыми из таких процедур мы пользуемся каждый день: два раза в день принимаем водные процедуры, чистим зубы, ходим в баню и т.д. Эти процедуры для нас естественны, если бы не эти процедуры, мы не были бы защищены от различных болезней, микробов, вирусов и т.д. Когда-то гигиену так не соблюдали, и было много болезней, с которыми мы, к счастью, сегодня не сталкиваемся.
Очистительные процедуры были описаны в древние трактатах по йоге, к примеру, «Гхеранда-Самхита», «Хатха йога Прадипика», но описаны они были для того времени, для тех людей, которые жили много лет назад, и эти процедуры надо переносить на современных людей.
Сейчас много авторов, которые пишут о таких процедурах, они берут за основу техники из древних трактатов, перерабатывают их, переваривают, может быть, и практикуют, и уже исходя из своего личного опыта, пишут книги. Таких книг сейчас огромное количество – по правильному питанию, по очищению и т.д.
Очищать тело необходимо, без этого мы не будем прогрессировать в нашей практике йоги, в более тонких практиках, но очищение тела не должно быть самоцелью. Мы не должны уходить в крайности, когда очищение тела, всевозможные диеты, становятся для человека смыслом всей жизни, все внутреннее пространство человека занимают мысли о том, как бы правильно покушать, не съесть что-нибудь не то, каждый день сделать клизму – много людей, одержимых этой идеей. Школа йоги традиции Анадасвами (школа Открытой йоги) не хочет, чтобы вы становились такими людьми. Нужно использовать инструменты для очищения тела и использовать свое чистое тело для духовного развития. Тело – это инструмент, с помощью которого мы можем достичь Просветления, достичь высот в йоге.
Образ жизни, который мы с вами ведем, приводит к тому, что наши структуры - физические, тонкие и тончайшие - оказываются не сбалансированы. Кто в лес, кто по дрова. Лебедь, рак и щука, и каждый о своем. Это очень пагубно влияет на практику. Мы хотим заниматься практикой, углубиться в нее, а получается, что у нас какие-то крайности усиливаются. Когда мы не занимаемся йогой, праны у нас поменьше, вроде и нормально, а если йогой заниматься, праны набраться, то эти крайности начинают очень ощущаться и довлеть. Вот почему сталкивается практик йоги с потребностью уравновесить их, чтобы они, как бельмо на глазу, не были, не мешали.
На что направлены эти практики? Они направлены на балансировку таких составляющих физического тела, как слизь, желчь и воздух, которые присутствуют в нашем организме. У человека, который ведет обычный образ жизни, они присутствуют в крайне выраженной степени. Я не говорю, что от них нужно избавиться и их вообще не должно быть, нет, их наличие естественно для организма, но у обычного человека их количество превышает норму. Слишком много слизи, слишком много желчи, слишком много газа (воздуха). Все практики очищения, которые направлены, в первую очередь, на физическое тело, направлены на то, чтобы эти составляющие сбалансировать.
 Обратимся к трактату «Гхеранда Самхита». Я бы очень рекомендовала всем при случае ознакомиться с ним. Предлагаю некоторые, достаточно вдохновляющие строки из трактата, посвященные Шаткармам. Называется первая глава «Шаткарма сатхана». Трактат представляет собой разговор между учителем Гхерандой и учеником Чанда Капали:

«Однажды Чанда Капали пришел в обитель Гхеранды и, склонившись перед ним, скромно и преданно так вопрошал его:
- О господин, о Учитель йоги, хочу я ныне познать Гхатастха йогу (йогу тела), ведущую к постижению Реальности.
- Прекрасно, Отважная Душа, что пришел ты ко мне с этим вопросом. Мой дорогой сын, слушай же внимательно то, что я скажу.
Нет оков, подобных Майи (иллюзии), нет силы, могущественнее йоги, нет друга лучшего, чем знания, и злее эгоизма нет врага. Как вначале учат алфавит, дабы затем приступить к изучению Шастр, так и через овладение техниками йоги приходят к познанию Реальности.
Тела живых существ возникают вследствие хороших или плохих действий. Тело, в свою очередь, порождает действие, и, таким образам, этот круг вращается подобно Гхати-янтре (водяному колесу для забора воды из колодца). Как Гхати-янтра движется воами вверх и вниз, точно так же цикл жизни и смерти человека приводится в движение его кармой. Постоянно ослабляется тело, подобно необожженному глиняному сосуду, опущенному в воду. Потому надлежит укрепить его, закалив в огне йоги. Вот семь средств, что помогут укрепить тело: шодхана (очищение), дрдхата (сила), стхарийям (устойчивость), дхайрьяим (уравновешенность), лагхавам (легкость), пратьякшам (осознание), нирлиптам (разотождествление).
Шаткарма очищает тело; асана делает его сильным; мудра приносит устойчивость; результат пратьятхары - спокойствие. Легкость дает пранаяма. Дхьяна дарует постижение Атмана. Самадхи ведет же к разотождествлению, а это - истинное освобождение.
Вот шаткармы, что надлежит практиковать: Дхаути, Басти, Нети, Лаулики, Тратака и Капалабхати».
Далее идет описание этих шаткарм, которые мы с вами и разберем. Если само слово «шаткарма» перевести с санскрита, то оно означает «шесть очистительных действий». «Шат» – шесть, «карма» – действие, движение. Но это не значит, что есть всего шесть практик. Это шесть подразделов, в каждом из них несколько разветвленных отделов и их разные вариации. Они направлены на очищение самых важных структур нашего тела, которые поддерживают жизнедеятельность всего организма, и без них оно не работает. Прежде всего, это очищение пищеварительного тракта, начиная от лица: нос, горло, рот и так далее - это Дхаути.
Данта Дхаути - очищения языка, ушных раковин и глаз.
Нети - очищение носовых проходов (с помощью воды - Джала нети, с помощью шнурка - Сутра нети).
Антар Дхаути - очищение воздухом.
Хрид Дхаути – очищение сердца.
Мула садхана, Басти - очищение толстой кишки.
Шанк пракшалана - очищение соленой водой.
Агнисара Крия - очищение огнем.
Очищение с помощью бинта, жгута.
Наули или Лаулика - это массаж внутренних органов брюшной полости с помощью мышц живота. Его виды: левостороннее, правостороннее и срединное.

Капалабхати - очищение лобной доли головного мозга, переводится как «сияние черепа».
Тратака - это созерцательная, медитативная практика. Пристальное созерцание, которое, можно сказать, больше направлено на очищение глаз и преследует ту же цель, что и Капалабхати - очищение сознания.
Последовательность этих практик может быть разная»
Что желательно включить в ежедневную практику?
Среди вышеперечисленных шаткарм целесообразно для современного практикующего йогу включить некоторые упражнения в ежедневную личную практику:
1. Традиционную чистку зубов можно дополнить очищением языка. Для этого существуют и присутствуют в продаже специальные приспособления, а также есть и зубные щетки с приспособлением для чистки языка. Есть специальный прибор для очищения языка, он везде продается. Вы открываете рот, просовываете этот прибор и начинаете скоблить свой язык. Весь белый налет, который образуется у нас на языке, соскабливается. Если у вас нет такого инструмента под рукой, то это упражнение можно делать обычной ложкой или зубной щеткой. Можете выполнять это упражнение периодически, не каждый день. Не надо слишком давить, выполняйте это упражнение очень аккуратно, осторожно, нежно, без боли.
2.Вращение языка по поверхности зубов.
3. Капалабхати (ватакрама) и Нади Шодхана (попеременное дыхание). Капалабхати эффективно очищает верхние дыхательные пути и помогает взбодриться. Нади Шодхана -наоборот успокоится.
Капалабхати
Капал означают «череп» или «лоб». Слово «бхати» означает «свет» или «блеск, великолепие», а также «восприятие и знание». Капалабхати представляет собой технику пранаямы, которая придает силы всему мозгу и пробуждает дремлющие центры, ответственные за тонкое восприятие.
Согласно «Гхеранд Самхите» существуют три формы капалабхати:
ваткрама - ритмичные вдохи и выдохи с упором на выдох
вьюткрама – втягивание воды ноздрями с выведением через рот
шиткрама – втягивание воды ртом с выведением через нос.
Рассмотрим подробнее технику ваткрама.
Пошаговая техника выполнения капалабхати:
Шлока 35 «Быстро выполняйте вдохи и выдохи подобно (кузнечным) мехам. Это называется капалабхати, и это разрушает все расстройства, вызванные слизью»
Легкий активный ритмичный выдох зa cчeт рeзкoгo coкрaщeния мышц живота, вoздух вытaлкивaeтcя чeрeз нoc. Пассивный вдох cрaзу пocлe выдоха, живот расслабляется и вoздух caм вхoдит в тeлo, пocлe чего сразу следует oчeрeднoй aктивный выдoх, и тaк дaлee. Интeрвaлы мeжду выдoхaми дoлжны быть oдинaкoвы. Повторять комфортное количество раз. Начинать освоение рекомендуется с 10-15 раз, после чего нужнo ocтaнoвитьcя и cдeлaть нeскoлькo рacтянутых вдoхoв - выдoхoв, используя технику уджайи, ecли oнa ocвoeнa.
Важно выполнять капалабхати короткими циклами не более 1 минуты. Bo врeмя и пocлe выполнения цикла капалабхати вы нe дoлжны иcпытывaть гoлoвoкружeния, ceрдцeбиeния и других неприятных ощущений.
Эффекты и показания к применению капалабхати:
·        активизация симпатической нервной системы (при гипотонии, утомляемости, ожирении)
·        массаж слизистых оболочек дыхательных путей, выведение слизи (при хронических бронхитах, бронхиальной астме, гайморитах, фронтитах, этмоидитах)
·        стимуляция кровообращения дыхательной системы и головного мозга (при головных болях, связанных с дисбалансом сосудистого русла, мигренях, умственной утомляемости, функциональных отклонениях гипотоламо-гипофизарной системы)
Выполнять капалабхати можно ежедневно при отсутствии противопоказаний.
Противопоказания к капалабхати:
·        беременность
·        месячные
·        артериальная гипертония
·        серьезные заболевания головного мозга в т.ч. травмы
·        эпилепсия
·        острые воспалительные болезни органов, прилегающих к диафрагме, брюшной полости
·        тромбоэмболия
4. Джала-нети и сутра-нети - процедура достаточно простая и при этом весьма полезная. Но не стоит ей злоупотреблять особенно в холодное время года.
Нети – техники очищения носа.
Выделяют два типа:
Джала нети – промывание носа соленым раствором воды.
Сутра нети – прочищение носа хлопчатобумажным шнурком или резиновым катетером.
Рассмотрим обе эти техники подробнее.
Джала нети – промывание носа соленым раствором воды
Пошаговая техника выполнения джала нети:
Раствор ~1чл соли на литр теплой воды пролить (из чайника) или втянуть (из миски) воду одной ноздрей, выводить воду через другую ноздрю (чайник) или глотку (миска), наклонив голову и дыша через рот. Проделать п. 2,3 для другой ноздри Прочистить носовые пазухи упражнением капалабхати/бхастрика с открытым ртом, вращая головой
Эффекты и показания к применению джала нети
Шлока 30 «Нети прочищает череп и дарует ясновидение. Она также разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла:
·        Очищение носовых ходов (гайморит, синусит)
·        Стимуляция кровеносной системы и нервных окончаний слизистой носа
·        Улучшение работы мозга (бессонница, предменструальный синдром)
·        Стимуляция умственного тонуса и памяти»
Противопоказания к джала нети
Противопоказанием к этой технике могут являться многочисленные пункции гайморовых пазух, что может вызвать воспалительный процесс при попадании соленой воды в пазухи.
Сутра Нети – очищение носа хлопчатобумажным шнурком.
Пошаговая техника выполнения сутра нети
Закапать 2-3 капли растительного или топленого масла в нос
Резиновый катетер или хлопчатобумажный шнур смазать растительным маслом или поместить в соляной раствор воды, поместить кончик шнура в ноздрю и мягко проталкивать до момента, когда шнур не войдет в носоглотку. Зацепить шнур пальцами и вывести конец шнура через рот
Несколько раз потянуть шнур туда-обратно, стимулируя слизистую.
Проделать п.3-5 для другой ноздри или делать одновременно двумя шнурами
Эффекты и показания к применению сутра нети
·        Очищение и стимуляция слизистой носоглотки (хронический синусит, гайморит)
·        Улучшение капиллярного кровообращения и местного иммунитета (головные боли сосудистого происхождения, мигрени)
·        Стимуляция нервных окончаний слизистой носа
·        Улучшение работы мозга (функциональные расстройства менструального цикла, нарушение сна)
·        Стимуляция умственного тонуса и памяти (снижение умственного тонуса, повышенная утомляемость, выраженные интеллектуальные нагрузки)
·        искривление носовой перегородки
При указанных показаниях технику следует выполнять ежедневно. Для профилактики достаточно делать 1-2 раза в неделю.
Противопоказания к сутра нети
·        опухоли и полипы носовых ходов
·        носовые кровотечения неизвестного происхождения
5. Агнисара крия и удияна бандха – практика, обеспечивающая массаж органов брюшной полости, улучшающая перистальтику кишечника, так же как и наули. Желательно выполнять каждый день натощак утром.
В этой практике мы работаем с мышцами живота. В первую очередь, для этого нужно научится делать Уддияна бандху - брюшной замок.
Для удобства принимаем следующее положение: ноги прямые, делаем наклон тела вперед, руками упираемся в область над коленями, что позволяет расслабить всю область живота, расслабить все мышцы. Поза довольно удобная. Нужно в этой позе добиться того, чтобы область спины и живота была расслаблена. Делаем полный глубокий вдох и затем плавный медленный выдох через нос. И на выдохе мы мышцы живота, как бы на вакууме, подтягиваем. Это и есть Уддияна бандха.
В Агнисара крие делаем следующее: сделали выдох, на выдохе Удияну бандху, и на задержке мы начинаем болтать мышцами живота - выпячиваем, втягиваем, выпячиваем, втягиваем. Делаем так на задержке несколько раз, минимум, раза три. Пробуем по ощущениям, иногда три раза покажется мало. Желательно все это делать утром. Утром встали, язык и зубы почистили, помылись и пошли заниматься практикой йоги, и можно начать с Уддияна бандхи и Агнисара крии.
6. Наули – более сложная практика, однако, если уделять ей 2 – 3 минуты ежедневно, за месяц-полтора ее вполне можно освоить
Наули – это массаж внутренних органов посредством сокращения и изолирования прямых мышц живота.
Предваряющими техниками к наули является удияна бандха (брюшной замок) и агнисара-крия (болтание животом на задержке при выдохе)
Выделяют 3 вида наули :
Мадхьяма наули – выделение срединного джгута мышц живота
вана наули – сокращение левой прямой мышцы живота (вращение слева направо)
дакшина наули - сокращение правой прямой мышцы живота (вращение справа налево)
Пошаговая техника выполнения наули:
Исходное положение для освоения: стоя с упором ладонями в бедра, живот расслаблен. Упражнение выполняется на задержке после выдоха. Выдох, задержка, на задержке втягиваем живот при перекрытой горловой щели, выделение прямых мышц живота, сокращение левой прямой мышцы живота-это достигается путем надавливания левой ладони на бедро, сокращение правой прямой мышцы живота-это достигается путем надавливания правой ладони на бедро, расслабление живота, плавный медленный вдох (для этого перед вдохом сделать короткий довыдох)
Эффекты и показания к применению наули
Шлока 34. Наули является главной практикой очищения в хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения, вялое пищеварение и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье.
·        Улучшение венозного оттока (при варикозе)
·        Стимуляция толстого кишечника (при запорах атонического типа)
·        Укрепление дыхательной мускулатуры
·        Стимуляция периферийного кровообращения
·        Включение парасимпатической нервной системы (успокоение, расслабление)
·        Снижение артериального давления
·        Улучшение кровообращения в органах малого таза
·        Стимуляция эндокринной системы (гипофункция поджелудочной железы и печени)
·        Стимуляция систем выделения
·        Желчегонный эффект (дискинезия желчных протоков, гипофункция желчного пузыря)
При отсутствии противопоказаний Наули можно выполнять ежедневно, натощак утром одинаковое количество раз в каждую сторону.

Противопоказания к наули
·        месячные
·        беременность
·        миома матки (кровоточащая или растущая)
·        острые инфекционные заболевания органов брюшной полости и малого таза
·        обострения хронических заболеваний пищеварения (гастриты, язвы)
·        тромбоэмболическая болезнь
·        злокачественные опухоли любой локализации
7. Тратака - желательно выполнять перед сном от 5-10 мин. Успокаивает разум. очищает от ненужных мыслей и воспоминаний, накопленных за весь день.
Тратака – это тренировка глаз посредством неподвижно фиксации глазных яблок в том или ином положении.
Выделяют 2 вида тратаки:
бахиранга, или внешняя тратака
антаранга, или внутренняя тратака.
Бахирангу практиковать проще, а антаранга тратака включает в себя ясную и устойчивую визуализацию и концентрацию на объекте. В качестве внешнего объекта фиксации могут быть использованы межбровье, кончик носа, пламя свечи, река, восходящее солнце и т.д.
Рассмотрим подробнее выполнение тратаки с фиксацией на пламени свечи в сочетании 2-х вариантов выполнения (внешней и внутренней концентрации)
Пошаговая техника выполнения тратаки
поставить свечу на уровень глаз
созерцать пламя свечи до обильного слезотечения, исключая моргание, легкого жжения в глазах с периодическим редким смаргиванием
закрыть глаза, наблюдая световое пятно, не допуская его перемещения и раздваивания теплыми ладонями накрыть глазные яблоки, усиливая яркость светового пятна
созерцать световое пятно до его исчезновения
п.1-5 повторить 2-3 раза
Практиковать тратаку можно непрерывно от 5 до 20 минут на ежедневной основе при отсутствии противопоказаний.
Эффекты и показания к применению тратаки
Шлока 32. «Тратака искореняет все глазные болезни, утомление и лень; она закрывает пути для появления этих проблем. Она должна держаться в секрете подобно золотой шкатулке»
·        Очищение носослезных каналов
·        Активация парасимпатической нервной системы (релаксация, успокоение)
·        Расслабление мышц глаз
Противопоказания к тратаке
·        Глаукома
·        Острые воспалительные заболевания глаз

Комментариев нет:

Отправить комментарий