Теория йоги


НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
СОН, СНОВИДЕНИЯ И ЙОГА НИДРА

В то время, как природа сознания в состоянии бодрствования известна всем, природа сна и сновидения еще требует изучения. И все же современные исследования проливают определенный свет на природу психофизиологических функций сна, что закладывает основу для дальнейших научных изысканий и анализа йога нидры. Сон является естественным регулярным процессом нашей жизни, и человек нуждается в периодическом отдыхе и расслаблении ума и тела, чтобы отключить сознательную активность мысли, ощущений и движений. Иными словами, сон — это пратьяхара /т. е. естественное отвлечение чувств/, при которой наше сознание спонтанно отделяется от органов восприятия и действия и, следовательно, не накапливает опыта. Когда происходит отвлечение сознания от органов чувственного восприятия /гьянендрий/ и от органов действия /кармендрий/, автоматически исчезает контакт между внешним миром, с одной стороны, и внутренним возбуждением в чувственно-двигательной области в коре головного мозга — с другой. В этот важный момент сознание, отвлеченное от внешнего мира, направляет свою активность на поиск внутреннего источника. Исследования показали, что во время этого отвлечения сознания чувственные возможности резко сокращаются вследствие того, что сознание погружается в более глубокие уровни ума. Ум цепенеет и обволакивается сном… Согласно тантрической философии вхождение в сон есть ни что иное, как постепенное движение сознания вверх по чакрам вплоть до своего космического источника сахасрары. Так, например, ощущение запаха /обоняние/ — это первое разобщение сознания с муладхарой, которая олицетворяет среди татв землю. Запах возбуждает вкус, пробуждающий татву воды, которая олицетворена в свадхистхане. Процесс удовлетворения вкуса указывает на огонь пищеварения, восходящий к манипуре. Прикосновение — это анахата, татва воздуха, и, наконец, слух — это татва эфира или вишудха чакра.
Таким образом, йога нидра, лишенная всех этих ощущений, кроме слуха, соответствует той стадии сна, которая находится на границе между бодрствованием и сном.
Состояния сознания
И йоги, и психологи, и физиологи признают, что существуют три отчетливо различимых состояний сознания: бодрствование, сновидение и сон без сновидений. Также не отрицается, что каждое из этих трех состояний (как, впрочем, и состояние в йога нидре) фиксируется в коре головного мозга по степени электрической активности.
В состоянии бодрствования сознание взаимодействует с внешним миром и активно воспринимает его сквозь каналы чувств. Эта стадия зафиксирована исследователями высокой частотой бета-ритмов /от 13 до 20 герц/. В состоянии сна, когда преобладает подсознание, активизируются подавленные желания, страхи, глубоко укоренившиеся впечатления /самскары/. В соответствии с этим высокая частота бета-волн сменяется тета-волнами меньшей частоты /от 4 до 7 герц/. В состоянии глубокого сна активизируется бессознательный ум, хранилище инстинктов и всех опытов прошлого эволюционного развития. В отличие от сновидения в глубоком сне без сновидений полностью отсутствуют какие-либо элементы активности чувств и ума, все прошлые впечатления /самскары/ и желания /васаны/ парализованы, сознание и прана отвлечены от индивидуального фактора и направляются к безличному созидательному источнику. Во время этой стадии сознания, которое известно в тантрических и йогических писаниях, как "ночь Брахмы" или "зародыш творения" /Хираньягарбха/, исследователи зафиксировали ритмическую вибрацию дельта-волн с частотой от 0 до 4 герц. Интересно, что эта частота совпадает и с частотой вибрации материальной вселенной — факт, зафиксированный приборами ученых.
Гипногогическое состояние или йога Нидра
Между бодрствованием и сновидением локализована важнейшая прослойка сознания и опыта, определяемого психологами как гипногогическое состояние. Это переходное состояние длится около 5 минут и характеризуется альфа-волнами с частотой от 8 до 12 герц, сопровождаясь глубокой релаксацией и позитивным освобождением от физических напряжений во всем теле. Сознание еще продолжает удерживать некоторые остаточные признаки внешнего воздействия. Наступает период, когда бодрствования УЖЕ нет, а сон ЕЩЕ не наступил.
Если йога Нидра вклинится в этот процесс именно сейчас, она способна растянуть его во времени, отодвигая приближающийся бессознательный сон при помощи сознательного сна. Йога Нидра как бы заслоняет внешний мир от интравертного ума, сохраняя лишь один канал бодрствующим — слушание голоса инструктора и мысленное исполнение его советов. Любопытно, что во время сеанса йога Нидры исследователи заметили, как иногда вспышки альфа-волн как бы рассыпались, уступая натиску то бета-волн, то тетта-волн. Это означает, что сознание пытается закрепиться на стадии между бодрствованием и сном, т. е. между экстраверсией и интраверсией. Если бы возобладала экстраверсия, человек вернулся бы к бодрствованию или к чувственному восприятию; однако, интраверсия привела бы к постепенному погружению в сон. Но если сознание человека зафиксировать на промежуточной стадии, в которой отмечаются постоянные пульсации альфа-волн, можно достигнуть глубокого переживания в состоянии полной релаксации. Это достижение по всем параметрам не сравнимо ни с бодрствованием, ни со сном, ибо оно имеет все преимущества обоих без их недостатков. Не говоря уже об эффективной пользе для здоровья, подобное состояние открывает врата в область сверхсознательного.
Погружение в сон
Обычное погружение в сон означает следующее: вследствие перехода от бодрствования ко сну частота вибраций волн перемещается от бета к тета и далее к дельта, минуя альфа волны. А между тем в йога нидре процесс погружения в сон совершенно иной: от бета — к альфе /задержка на этой стадии/, и — если потерять контроль над альфа-состоянием — наступает последующее сползание к тета- и дельта- состояниям. Нельзя достичь удовлетворительного расслабления просто погружаясь в сон без предварительного осознанного расслабления. Вот почему большинство людей засыпает с мышечными, эмоциональными и умственными напряжениями, погружаясь из бета-состояния непосредственно в дельта-состояние, так и не избавившись от всех зажимов и комплексов в предварительном альфа-состоянии. Именно поэтому они встают утром уставшими и опустошенными. Не испытав подлинного расслабления в процессе альфа-состояния, они во время сна продолжали совершать психофизические действия, накапливая потенциал напряженности. Йога Нидра дает возможность задержаться в альфа-состоянии и полностью освободиться от всех напряженностей. После такого отдыха наступает подлинный сон, освежающий и укрепляющий человека… Йога Нидра рассматривается, как состояние, отличное от сна, и все-таки можно сказать, что благодаря йога Нидре наступает действительно конструктив-: сон, каким и создала его Природа.
Проблески сверхсознания
Большинство людей, переходя от бодрствования ко сну, утрачивают осознание переживаемого состояния и не пытаются растянуть переходную фазу между бдением и засыпанием. Если бы они принудили себя к этому, они могли бы испытать вследствие регулярных экспериментов такого рода высшую гармонию и единство между всеми уровнями сознания. Тот, кто предпочитает всем трем стадиям сознания йога нидру, как высшую стадию, сливается с универсальной природой сознания. Религиозная традиция определяет данный переживаемый опыт сверхсознания, как божественное состояние, но йога нидра и тантрическая традиция определяют его, как проблеск сверхсознания. Обычные люди, как правило, вспоминают свои сновидения, или говорят о своих видениях, как о чем-то необычайном и удивительном. А между тем, все эти переживания глубоко архетипичны и символичны и не могут быть осознаны заурядным умом. Вследствие этого они остаются по-прежнему по ту сторону сознания и не впитываются им. Человек продолжает жить внутри своего ограниченного пространства, не сознавая всю его безграничность. Он не понимает и не осознает тех намеков и импульсов, которые постоянно вибрируют в нем самом и не может их использовать для своей же пользы… Так и живет он со своим обрывочным сознанием без цельной картины психического опыта. Он не знает ни того, КТО он есть на самом деле, ни того, КУДА он движется. В этом и состоит основная причина всех его страданий. Именно поэтому он не способен жить в гармонии ни с самим собой, ни со всем окружением.
Йога Нидра является тем средством, которое помогает человеку обнаружить ИСТОЧНИК самосознания и неисчерпаемых вдохновений. Йога Нидра — это техника "самопобудительного сна", при помощи которого мы можем выявить в себе сокровищницу нашего подлинного сознания, изучить и использовать его для обогащения своей повседневной жизни.
Сон контролируется сознанием
Наши сны — это своеобразные энергетические модели сознания, которые зависят от пробуждения, освобождения или вспышек в психическом теле. Они возникают спонтанно и йога Нидра позволяет взять их под контроль. Поднимаясь по духовной шкале все выше и выше, вы при помощи йога Нидры учитесь формировать свои сны. Однако, для того, чтобы создавать свои сны и научиться их понимать, необходимо сохранять двойственное состояние полусна-полу бодрствования. Иными словами, пока вы спите, вы должны знать, что вы спите. Способность быть свидетелем своего сна является динамической формой пратьяхары.
По существу, йога Нидра является наилучшей формой повышения уровня осознания сна. Почти все люди видят сны, но их толкование снов весьма грубы и неэффективны. Как правило, большинство из них просто не помнит своих снов. Сохранить память о снах возможно при отчетливой визуализации свидетельствующего сознания. Такое бдительное осознание сна можно развить при помощи техники йога нидры.
Подлинное пробуждение
Как подтверждают современные исследования, присутствие свидетельствующего сознания на фоне протекающего процесса сна приводит к фундаментальным изменениям в работе центральной нервной системы. Наступает новая стадия сознания, известная йогинам и тантрикам, как турия, в результате которой опыт непосредственного восприятия переплетается с опытом психического и астрального восприятия. Это — четвертая или высшая форма сознания, объединяющая опыт всех возможных форм сознания (бодрствования, сна и сновидений). При этом высшая форма не поглощается ни одной из этих трех, но лишь отслеживает триединый опыт психофизических переживаний. Известно, что об этом уже было сказано еще тысячи лет назад в йогических текстах и только сейчас "тайна" становится явью в современных лабораториях при помощи современной науки. С точки зрения нейрофизиологии повышенная возбудимость сознания, сопровождаемая двигательной активностью конечностей, свидетельствует о новой форме протекающих процессов в коре головного мозга, в котором наблюдается сочетание активизации зон, ответственных за внешнее восприятие и внутреннее осознание с падением активности в зонах, ответственных за проявление эмоций. Таким образом, йога нидра открывает новую страницу в дальнейшем исследовании возможностей мозга, активизации самосознания, контроля регулятивных функций сознания, что в конечном счете формирует сознательную судьбу.
Феномен индийского йога Свами Рам
Свами Рам, индийский йог высокого уровня, экспериментально доказал существование "загадочной" и "тайной" четвертой формы сознания или турий.
В 1977 году в "Центре по изучению мозга" /Канзас, США/ проводились научные исследования и наблюдения за работой мозга йога Свами Рам, пока он занимался релаксацией и постепенно входил в более глубокие состояния сознания. Научными изысканиями руководил д-р Элмер Грин, а вибрации биотоков мозга записывались на электроэнцефалографе. Впоследствии мир узнал о научном открытии. Ученые зафиксировали, что йог волевым усилием входил поочередно в различные состояния сознания: когда он полностью расслабил свое тело, он вошел в состояние йога нидры и прибор зарегистрировал 70 % альфа-волн за 5-минутный период визуализации голубого неба с проплывающими на нем редкими облаками. Затем йог вошел в состояние сновидений, которые сопровождались в течение 5 минут преимущественно тета-волнами на 75 %. Позднее Свами Рам сказал, что это состояние было дискомфортным, он назвал его "шумным и неприятным". Далее он добавил, что ему удалось устранить его "перемещением сознания в подсознание". Здесь он получил опыт определенных желаний при созерцании архетипических образов, которые стремительно пытались овладеть его сознанием. Наконец, Свами вошел в состояние глубокого сна /сфера бессознательного/ и это подтвердилось медленной вибрацией дельта-волн. Однако сознание его оставалось бдительным на протяжении всего научного эксперимента. Так, например, он легко вспоминал различные события, происходившие в научной лаборатории и связанные с экспериментом. Так, например, после проведенного эксперимента Свами Рам озвучил вопросы, которые один из ученых задавал йогину в период активизации дельта-волн. Наличие дельта-волн указывает на глубокий сон и, казалось бы, йог не мог воспринимать эти вопросы…
Ученым не приходилось до сих пор проводить подобных исследований, когда глубокий сон мог совмещаться с осознанием переживаемого момента. Это явно свидетельствовало, что ученые столкнулись с великим открытием — турия, о которой так упорно твердят древнейшие тексты йогов, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ, как проявленный факт, а не Феномен веры. Ученые воочию убедились, что природа сверхсознания действительно включает в себя все возможные состояния сознания: и бодрствования, и поверхностный сон, и сновидение. Иными словами, одновременное взаимодействие сознательности, подсознания и бессознательности вполне возможны. Таким образом, максимальное расслабление всех психофизических процессов в организме неизменно приводит к интеграции сознания как такового и к просветлению личности. По существу, люди, достигшие такого состояния, НЕ СПЯТ. Им знакомо лишь состояние бытия, которое неизменно, независимо от того, сон ли это или бодрствование. Они постоянно пребывают в состоянии турий, в йога Нидре.
Стало ясно, что т. н. "универсальный ум" или сверхсознание можно постепенно развить и укрепить при помощи таких эффективных технологий, как йога нидра и медитация. Так прежде таинственный и неприступный мир бессознательного сдает свои позиции, которые теперь определяются, как сверхсознание. Этот постепенный процесс просветления личности и освобождения от ига "таинственных" сил и называется самореализацией, кайвальей, мокшей или самадхи.
Сверхсознание
Итак, если в прошлом сверхсознание определялось, как нечто имеющее отношение к мистике или религиозному переживанию, то теперь за сверхсознанием закрепился термин "физиологическая реальность". Современный психолог Карл Юнг определил сверхсознание, как "погружение в коллективное бессознательное". Новейшие исследования в области парапсихологии, псифеноменов и психотроники подтвердили, что "универсальный ум" действительно существует.
                                  (Сарасвати Свами Сатьянанда "Йога Нидра")
Для кого полезна йога Нидра?
Буквально каждому, будь ты активен либо пассивен, молодой или пожилой. Ведь у всех периодически проявляются мышечные, эмоциональные, умственные напряжения. Этого не избежать в современном мире. Йога Нидра предлагает вам способ как снять все напряжения, существенно снизить стойкие хронические боли и сократить прием обезболивающих препаратов при острых болях, используется как метод профилактики при многих физических и нервных заболеваниях. Нидра йога проведет вас в глубины вашего подсознания и даст незабываемый опыт в познании себя, научит вас принимать себя и жить с собой в мире и согласии. Для практик Йога Нидры перейдите сюда: Сеансы йога Нидры




Лекция 
"Кто донес до нас йогу. 
Образ жизни йогов и йогинь"



Что такое йога?


Йога — это древняя система самопознания и познания окружающей нас Вселенной.
Самопознание – это изучение, осмысление самого себя посредством практики йоги, в ходе которой мы наблюдаем за собой, анализируем свои действия, приобретаем знания о себе, учимся контролировать свое тело, разум, эмоциональное состояние и как итог, познаем свое Я.
Целью самопознания является обретение человеком свободы над всеми ограничивающими человека факторами. Как следствие обретения этой свободы возникают те удивительные способности, которые иногда демонстрируют йоги, управляя своим физическим телом, или ментальными и психическими силами своего организма, и которые обычному человеку кажутся фантастическими. Поэтому обретение красивого, сильного, не стареющего тела, избавление от стрессов, развитие интеллектуальных способностей, использование скрытых психических сил и многое другое не является целью йоги, а есть всего лишь «бесплатное приложение» или побочный эффект от занятия самопознанием.
Следует помнить, что обратная сторона свободы — это ответственность. Если вы стремитесь к своей личной свободе и при этом ущемляете или игнорируете свободу других живых существ, то, как учит йога, вы только усложните свою ситуацию в будущем. Достичь высшего идеала свободы для себя можно в первую очередь через помощь другим обрести свободу. Таким образом, достичь личной свободы можно, только если при этом не сокращается свобода других.
Основа йоги – это гармония, соразмерное соотношение того, где и когда надо себя заставить, и где и когда можно себе позволить. То есть, при выполнении упражнений иногда надо себя держать в тонусе и преодолевать внутреннюю лень, а где-то надо полностью отдаться приятным ощущениям. Понять, делаете вы упражнение гармонично или нет, можно, если во время практики вы ощущаете внутреннюю радость от выполнения асаны или радость от преодоления себя. В йоге считается, что насилие над собой крайне неэффективно и не дает долгосрочных результатов. Полагаться исключительно на приятные ощущения также нежелательно, чтобы не скатиться в апатию и праздность. Йога призывает идти серединным путем.
В дальнейшем по мере вашего роста в йоге, в процессе продвижения по пути самопознания вы постепенно научитесь привносить гармонию не только исключительно в практику йоги, но и в семейную жизнь, в работу, воспитание детей, взаимоотношения с другими людьми. Через йогу вы научитесь чувствовать гармонию в себе и в окружающем вас мире.
Йогой называется лишь та система самопознания, которая строго соблюдает первый и второй принципы йоги. Их иногда называют принцип Доброты (Ахимсы) и принцип Здравого Смысла (Брахмачарьи).
Первый принцип гласит: «Вы должны всеми силами стараться не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если нет возможности не причинять вред, то вы должны поступать так, как велит ваш долг».
Вред людям может быть причинен в самых разных формах, начиная от простого физического воздействия до самых утонченных способов интеллектуального давления или эксплуатации. Ахимса предполагает непричинение вреда в поступках, словах и мыслях, а также терпимое, доброе отношение ко всему живому.
Человека, который стремится не причинять вред кому бы то либо, называют добрым. Доброта — это взгляд на нашу жизнь с высочайших духовных высот. Поэтому если человек от рождения добрый, хотя может быть не особо развит интеллектуально, это говорит о том, что в прошлых жизнях он уже хотя бы частично достигал этих высот и если пожелает, то может быстро развить и интеллект. Если человек в этой жизни стремится к доброте, то он уже интуитивно через сверхлогику чувствует путь йоги. Поэтому первый принцип йоги называется иногда применением сверхлогики в личной жизни.
Второй принцип гласит: «Вы не должны тратить свою энергию и направлять свое сознание на все то, что не ведет вас на достижение целей, которые вы перед собой поставили в вашей работе, учебе, отдыхе или йоге».
Принцип брахмачарьи призывает нас всегда применять свой разум, логику и здравый смысл к вещам приоритетным в нашей жизни. Необходимо сначала осознать свою цель, а потом строго следовать по пути достижения этой цели. Эта цель может быть в работе, учебе, йоге, в поиске смысла бытия. Брахмачарья подразумевает самодисциплину, самоконтроль,  умеренность во всём, контроль над желаниями. Соблюдать принцип брахмачарьи совершенно необходимо для любого человека, стремящегося к развитию и успеху.
Если вам предлагают чем-то заняться и потратить на этот процесс энергию, спросите себя, а будет ли это способствовать осуществлению ваших целей?
Лучше поставить себе неправильную цель и с помощью логики и здравого смысла достичь ее, а достигнув, осознать ошибку и не повторять ее в будущем, чем хаотично бросаться то на одну цель, то на другую, так ничего не достигнув и при этом растеряв самого себя по мелочам.
Второй принцип йоги учит нас быть однонаправленными в своих поступках, поэтому может помочь вам не только в йоге, но и в жизни.
Йогой может заниматься любой человек вне зависимости от национальной, расовой или культурной принадлежности. В йоге не известны возрастные ограничения, то есть, йогу можно практиковать как в детстве, так и в глубокой старости. Каждый может почерпнуть что-либо полезное из тех или иных упражнений йоги, если подойдут к этому со здравым смыслом, гармонией и последовательностью. Никаких предварительных навыков, таких как, например, гибкость, не требуется. Если человек, как говорят медики «практически здоров», то он может заниматься йогой. Если есть хоть малейшие сомнения в отношении здоровья, то обязательно следует проконсультироваться с врачом.
Показатель того, что человек преуспевает в занятиях йогой только один – это привычка заниматься йогой. Все остальные результаты придут с течением времени. Если привычки заниматься йогой нет, то и гибкость, и стройность, и все остальное можно со временем потерять.
Йогой может заниматься человек любых религиозных взглядов, также как и человек, не придерживающийся какой-либо религии. В йоге иногда встречаются термины и объяснения, которые похожи на религиозные, например названия тех или иных поз, но это всего лишь дань традиции и культурному менталитету тех людей, в среде которых сохранилась йога. Поэтому разумнее всего относиться ко всему этому так же как мы относимся к персонажам и терминам «Мифов древней Греции», применяемым в европейской науке.

Йога уважительно относится к науке, но не подменяет ее. Однако йога, в отличие от науки, призывает людей соблюдать нравственность при познании мира, стараться не причинять вреда ни одному живому существу. В йоге есть такие знания, к которым современная наука пока еще не подошла и которые могут быть отнесены к сверхлогике, но йога заявляет, что сверхлогика никогда не противоречит логике и здравому смыслу, а дополняет их. Йога учит, что логика — это частный случай того, что можно было бы назвать сверхлогикой. Таким образом, йога скорее дополняет науку и вносит в нее элементы нравственности и доброты.
Йога не подменяет собой медицину. Йога — система самопознания, которая помогает поддерживать здоровье на хорошем уровне и иногда справляться с некоторыми болезнями, но это скорее побочный эффект от занятий самопознанием. Если у вас есть какие-либо заболевания, то надо в первую очередь обращаться за квалифицированной помощью к врачу. Конечно, бывают случаи, когда йога помогает преодолеть заболевания, которые человек не смог вылечить в медицинском учреждении, но вряд ли кто-либо сможет вам с уверенностью сказать, что это именно ваш случай.
Йога не претендует на то, чтобы давать какие бы то ни было способности человеку, занимающемуся йогой. Она лишь раскрывает и оттачивает те способности, которые уже и так находятся в человеке и ждут того, чтобы ими воспользовались. Поэтому в йоге считается, что все те чудесные способности, которые иногда демонстрируют люди, практикующие йогу, это своего рода бесплатное приложение, которое дается при занятиях самопознанием.
Йога крайне отрицательно относится к психотропным и наркотическим веществам не потому, что это противозаконно и крайне вредно для организма, а потому, что при помощи «химии» принципиально невозможно достичь каких бы то ни было стабильных результатов в самопознании и работе со своей психикой и разумом. Основой самопознания является только воля самого человека.
Начинать заниматься йогой рекомендуется под руководством инструктора, это сэкономит вам массу времени, расставит правильные акценты в выполнении упражнений и обережет от недопонимания и заблуждений.
Если нет возможности найти подходящего инструктора, то вполне допускается изучение йоги самостоятельно: по книгам, фильмам и самоучителям. Однако самостоятельное изучение йоги, как показывает опыт, даже при наличии хороших самоучителей, потребует от вас значительно большего времени и сил, поэтому человеку следует проявить здравый смысл и известную осторожность, не перенапрягая свое тело.
Вы должны переоткрыть для себя учение йоги, так же как это делали древние мудрецы. И никто не сделает это за вас, даже если вы занимаетесь под руководством самого опытного инструктора. Весь путь йоги вы должны пройти сами и никто не пройдет его вместо вас. Кроме того, идеал йоги — это свобода, это значит, что если с вами рядом нет подходящего инструктора, но вы горите желанием изучать эту науку, вы свободны начать делать это самостоятельно.
Вместе с тем, занимаясь в группе, вы попадаете в поле йоги других занимающихся, что значительно ускоряет прогресс в йоге. Чем больше людей занимаются йогой в одном месте и в одно время под руководством опытного инструктора, тем легче настроиться на неуловимую волну гармонии, которая иногда называется «Облаком Школы» и которая вливает в каждого дополнительные силы. Подобно тому, как отдельная сырая ветка не будет гореть сама по себе, а если сложить несколько таких веток вместе и зажечь, то может получиться очень жаркий костер, так как ветка ветку греет, также и при занятиях йогой: чем больше занимающихся на единицу пространства, тем мощнее совместный эффект от занятия йогой.
Вы можете заниматься йогой, не вникая в эту систему просто для поддержания хорошего самочувствия и спокойствия. Какая бы мотивация не привела человека в йогу, будь то желание получить красивое тело, избавиться от стрессов, раскрыть творческие способности или заняться глубинами самопознания, любая мотивация уместна и заслуживает уважения. В йоге все должно приходить гармонично. Если вы чувствуете, что время для изучения теории йоги еще не пришло для вас или вам не интересна эта тема, а от йоги вы хотите почерпнуть только то, что связано с физической составляющей этого учения, то оставьте эти вопросы, связанные с философией на «потом». Берите от йоги то, в чем нуждаетесь сейчас, другое дело, что как показывает опыт, в дальнейшем людям становится интересна и интеллектуальная составляющая учения йоги.
Не теряйте время – изучайте йогу, познавайте себя и мир, открывайте новые возможности в жизни, растите интеллектуально и духовно, всесторонне развивайте себя, добивайтесь успеха во всех сферах жизни, становитесь лучшими из лучших, мечтайте и достигайте! Йога – великолепный инструмент для реализации всех ваших светлых помыслов.


Как заниматься йогой?

Самая важная отличительная деталь в йоге, что самопознанием мы должны, как призывает нас йога, заниматься гармонично. Ни о каком насилии над собой и речи быть не может. Это важно понять с самого начала. Особенно людям, которые йогой никогда не занимались. Обычно со словом йога у них возникает множество страхов, фобий, что надо себя как-то насиловать, надо себя принуждать к чему-то, испытывать какой-то дискомфорт. Так вот, с самого начала мы должны здесь очень четко и ясно определиться. Йога не предполагает насилия над собой. Другое дело, что иногда приходится себя заставлять, приходится делать какие-то усилия. Но, даже делая эти усилия, мы наблюдаем за собой с заднего плана и радуемся, что мы преодолеваем сами себя.

Это все, что касается йоги вообще. Йога - это та система, которую ни в коем случае ни один человек бояться не должен. Каждый найдет себе такую тропинку или такой стиль в йоге, который подходит лично ему. В этом отношении даже другие люди, которые занимаются йогой, для нас, в общем-то, не показатель. Иногда показывают по телевизору людей, которые демонстрируют очень сложные скрученные позы, и это многих отпугивает. Многие думают про себя: «Да нет, никогда я так не скручусь, никогда мне так не сделать». Так самое интересное, что йога и не требует от вас, чтобы вы так скручивались, демонстрировали такие чудеса гибкости. Точнее, со временем, как говорит йога, вы это приобретете плавно, естественно, без насилия над собой. Так вот, человек не должен бояться йоги. К сожалению, такая тенденция сейчас есть. Многие люди боятся даже подступить к йоге, потому что думают, что им будет очень трудно. С самого начала надо четко себе сказать, что древнее учение не предполагает того, что вы должны делать больше, чем ваше тело в состоянии сделать на момент начала занятия йогой. Да, конечно, в будущем все изменится. И тело изменится, и разум изменится, и нервы станут крепкими, но это будет потом. А сейчас, вот что у вас есть, то и хорошо. Йога - это нечто живое, йога - это нечто естественное, йога - это то, что и так в нас есть. Самое главное правило в йоге – это гармония, ненасилие над собой. Йога это гармония. Если гармонии нет, бесполезно заниматься. (источник http://openyogaclass.com/)

Зачем нам нужна шавасана?


Шавасана (в переводе с санскрита «поза трупа») — это осознанное расслабление тела и ума.
Шавасана, помимо отдыха после физической нагрузки, нужна для того, чтобы улеглось нервное перевозбуждение после непривычной для тела и ума активности во время выполнения практики йоги и перераспределить полученные ощущения от практики. Если не выполнить шавасану, перевозбуждение может суммироваться с тем напряжением, которое, как правило, накапливается в нас в повседневной суматохе, и результат от практики будет утерян.
Смысл этой позы в способности расслабляться, отключаться, выходить из тела.
Чтобы грамотно подойти к шавасане, так, чтобы хорошо отдыхать, надо хорошо поработать: шавасаной лучше завершать упражнения йоги. В принципе, шавасану можно делать в любой момент, когда вам того хочется, в начале комплекса, в середине, в конце, вместе с остальными упражнениями, без остальных упражнений, но овладевать этой позой лучше всего после напряжения.
Шавасана, как волна расслабления, затрагивает даже те области, которые мы не контролируем. Мы напрягаем те мышцы, которые контролируем, а автоматически с ними напрягаются и те мышцы, которые мы не контролируем, а когда мы расслабляем контролируемые мышцы, автоматически расслабляются и все остальные. Этим мы достигаем более серьезного погружения в состояние релаксации, отключения от своего тела.
Для входа в шавасану необходимо отпустить тело, а это значит, что во время ее выполнения нельзя шевелиться совсем. Не нужно чесаться, поправлять прическу и т. д. Для этого перед практикой можно сформировать чёткое намерение не двигаться во время выполнения шавасаны.
Шавасана — это не сон, поэтому нужно стараться не заснуть. Впрочем, не стоит расстраиваться, если во время первых нескольких занятий вы проваливаетесь в сон, это нормально и происходит со многими. Со временем вы научитесь расслабляться, не порваливаясь в сон.
Если во время шавасаны у вас возникают мысли, не гоните их прочь, но и не развивайте их, не вовлекайтесь в них. Постарайтесь понаблюдать за своими мыслями как бы со стороны, фиксируя их появление и отпуская их, вы наблюдаете за облаками, бегущими по небу.
Если во время шавасаны у вас дергаются руки или ноги, не пугайтесь — это вполне нормально и является лишь показателем глубокого расслабления.

Шавасана –одна из самых сложных асан, без которой успеха в освоении йоги не добиться!

Комментариев нет:

Отправить комментарий